—Сергей, мы знакомы много лет и я внимательно наблюдаю за твоим ростом: из копирайтеров в тренеры и создателя успешных инфопродуктов. Как ты сам себя сейчас характеризуешь? К какому цеху причисляешь?
Привет. Сейчас скорее веб-маркетер, инфобизнесмен (продаю и товары, и услуги).
В качестве веб-копирайтера я, конечно, практикуюсь (в основном на своих сайтах), остаюсь в нём как тренер, но в Агентстве веб-копирайтинга работают мои ученики.
— На твоем сайте написано, что первые свои статьи ты начинал писать по 45 руб. за тысячу знаков. А сейчас ты пишешь? И если не секрет, то какой твой ценник сейчас — в августе 2013?
Как уже сказал выше, сам практически текстов уже не пишу (почти год как). А расценки Агентства здесь: http://troobadoor.ru/ceny/. Они немногим выше, чем те, до которых я дошел сам.
Только с 2011 года я не оцениваю работу не в знаках, а в текстах или целых комплектах. И цена зависит от объема заказа, а также времени работы с заказчиком (чем больше заказ и дольше сотрудничество, тем выше скидка). Например, при отдельном заказе получается 4000 рублей за небольшой текст, а при комплексном — от 1800 рублей.
— Как часто ты сейчас пишешь? Есть какие-то ежедневные обязательные объемы? Или ты считаешь, что мастерство не пропьешь? И после полугодового безделья сможешь выдать классный текст?
Сейчас я пишу в основном статьи, продающие письма, маленькие компреды, подписные и прочее. Реже — одностраничники, еще реже тексты для комплексных сайтов. Всё это — для себя.
Конечно, практика нужна, но в моих текстах давно уже 90% техники, которая так просто не теряется. Плюс не забывай, что я тренер — чтобы преподавать, я сам разобрал всю технику по винтикам . Так что проблем не возникает.
— Чем планируешь заниматься, когда полностью перестанешь писать? (если это время еще не наступило).
Полностью не перестану. Конечно, буду писать еще меньше, но это моя стихия, и полностью из нее никогда не уйду.
Другое дело, что сейчас мне интереснее развитие и укрепление моих маленьких бизнесов. Учусь анализировать, планировать, инвестировать, делегировать и руководить.
— Большинство копирайтеров волнует вопрос, как поднять свою ценовую категорию. Расскажи о своем опыте и дай, пожалуйста, рекомендации тем, кто считает, что уже перерос ценовую планку, по которой работает. Как грамотно повысить свой ценник и не услышать от заказчика: «Я не готов платить вашу цену»?
В Системе «Удвоение доходов фрирайтера» у меня есть целый раздел по ценовому маркетингу.
Если коротко, для повышения ставки нужны такие условия:
- Избыток заказов по старой цене (в идеале так, иначе могут быть простои).
- Хотя бы небольшая база заказчиков.
- Ценное предложение (действительно качественная и/или необычная услуга, за которую могут заплатить больше).
- Плюс сама технология повышения цен.
Повышать проще всего так: сначала повышаете для новых заказчиков, затем для эпизодических (кто редко обращается). Если удалось закрепиться, поднимаете и для старых (постоянных), но на меньшую величину. И пишите заказчику: «Мои цены стали выше, но вам как старому заказчику полагается скидка от новой цены».
Если бюджет и лояльность заказчика позволят, всё пройдет легко. Если лояльность хромает — надо с этим работать (стать для него особенным, чтобы не считал, что легко найдет замену).
При ограниченном бюджете оценивайте сами — бывает так, что лучше продолжить работу по старой цене, зато с хорошим заказчиком и хорошими объемами. Но до поры до времени, конечно.
— Как бороться со страхом невостребованности? Вот создаешь тему на веб-мастерском форуме с новыми ценами, а предложений нет. Что делать в этом случае?
У форумов своя специфика — вы выставили услугу и ждете . А ждать можно долго.
Можно начинать пиариться разными способами в других темах, давая квалифицированные советы. Заманивать заказчиков какими-то пряниками (но не чистой халявой).
А можно пойти на другие ресурсы или выйти с коммерческими предложениями на прямых заказчиков.
— Где ты рекомендуешь искать райтерам дорогие заказы?
Что касается ресурсов, то здесь free-lance.ru впереди планеты всей. Но, как правило, не проекты, а заказчики, которые сами приходят через каталог.
Второе — личный сайт. Третье — прямой выход.
А лучше всего, когда заказчики начинают приходить по сарафанке (рекомендациям). Тогда вы уже диктуете свои условия.
— Ты ведешь Школу успешного фрирайтинга. Расскажи об успехах своих учеников.
Те ученики, которые действительно работают, добиваются большого успеха.
Причем некоторым достаточно даже крупицы информации, как Артуру Гранту и Алене Путятиной, копирайтерам инфобизнеса (Алена сейчас работает в студии Дениса Каплунова, Артур сам начинает обучать).
Среди заметных авторов — Алексей Егоров и Анастасия Кошкина (в топах по специализациям «Тексты, речи, рапорты» и «Статьи» на free-lance).
Часто лучших учеников я беру в команду к себе. Так, Алекс Елтанская и Наталья Пиганова сначала стали успешными веб-копирайтерами, а сейчас — мои младшие тренеры. Елена Люциан и Наташа Самойлова — сотрудницы моего Агентства.
Сейчас у нас обучение с коробочного стало более интенсивным (коучинги), так что скоро и новые имена обогатят этот список J. По крайней мере, на 20-25 тысяч после коучинга выходят и веб-райтеры.
— Неудобный вопрос: неоднократно слышала мнение, что твои рассылки бесполезны для авторов, имеющих хоть какой-то опыт в райтинге. Тебя это огорчает?
Скорее удивляет))
Да, у меня расчет в основном для новичков. Но речь идет о базовых сериях. Которые, кстати, сейчас тоже усиливаются продвинутыми уроками после вводных.
Ну а как же же статьи в Школе и особенно в проекте «Веб-копирайтинг по МАКСИМУМУ!»? А продвинутые курсы?
К слову, уже упомянутое «Удвоение доходов фрирайтера» — это далеко не для новичков (в плане личного маркетинга). В плане техники веб-райтинга есть типожанры статей в Системе «Успешный веб-райтер», по продающим текстам — продвинутые тренинги по одностраничникам и многостраничникам.
Мало?
Да, в прошлом году мне пришлось заново выстраивать линейку, и начал я с новичковых продуктов. Но уже давно дошел до продвинутого уровня.
Хотя, по моим наблюдениям, новички обучаются охотнее — чуть укрепившиеся авторы начинают рвать чепчики, мол, не верю инфобизнесменам. Ну, это их дело.
Зато новички, жадные до новых навыков, могут в Школе пройти весь путь с полного нуля и до вершины продающих текстов. У нас уже есть 80% обучающих материалов для этого.
Вопросы от участников форума «Веб-леди»
— Как вы объясните, почему люди не хотят сами ничего осваивать, зачем они постоянно ищут того, кто их обдерет, учителя, гуру, который расскажет им очевидное и от которого на самом деле ждут опеки и пинков, а не тайных знаний. И что выгодней: писать тексты для «Хонды» или получать деньги с людей за их же лень?
С одной стороны, вы утрируете. В нашей теме далеко не всё так очевидно, чтобы новичок прочел пару бесплатных статей и начал работать. Дело не только в мотивации, но и в технике, в личном маркетинге, который многим неведом.
Я, например, сам предложил техники веб-райтинга и особенно веб-копирайтинга, — в этих молодых направлениях мало разработок и им не обучают в институтах.
Но в целом, да, некоторые приходят ради пинка. Это особенно очевидно на самых интенсивных тренингах.
А многие (и это самое печальное) вообще не готовы работать (а мы ведь именно это предлагаем, не обещаем легкую прогулку). Думают, что к ним и так деньги потекут. Если бы не это, результатов было бы явно больше.
Писать для «Хонды» я бы не хотел. Подходы к рекламе в больших корпорациях часто далеки от простых продаж текстом (даже если это хорошая реклама, а не странный креатив), а пресс согласований очень велик. И можно месяц писать один буклет.
Я же предпочел аудиторию малого бизнеса: инфобизнес, предприниматели и небольшие компании, с которыми приятно работать.
Ну а в вопросе «оставаться исполнителем или открыть свой бизнес» второй вариант мне явно ближе. Хотя не зову в него всех.
— Как подъехать к хозяевам сайтов коммерческих брендов? Они ведь платят больше всех. Как вообще копирайтеру предложить себя? Как вычислить конторы, которые нуждаются в твоих услугах? Вот открываешь ты сайт каких-нибудь велосипедов. Где там рыскать в поисках разделов, нуждающихся в заполнении. Как узнать, ведется ли активное наполнение? И есть ли у них нужда в копирайтерах?
У нас немного другой подход. Если вы веб-райтер — ищете тематические СДЛ, оцениваете заполненность сайта, качество статей и т. п. Если веб-копирайтер — оцениваете одностраничники или многостраничники на силу продающих текстов. Наметанному глазу это легко видно, а новичков мы учим анализу.
Дальше составляем небольшое коммерческое предложение с несколькими советами и предложением своих услуг. Отсылаем заказчику. И параллельно смотрим следующий сайт.
Эта технология прямого выхода описана в «Удвоении» и бонусном мини-курсе «Эффективный поиск заказчиков на многостраничники».
— Как среди множества копирайтеров (на бирже, например) найти лучшего? На что обращать внимание: цены, примеры работ, отзывы, время работы на бирже или еще что-то?
Смотря какой ресурс — есть разная степень представления автора. На free-lance.ru она максимальна наглядна (не считая отзывов, которые сильно ограничили на бирже).
Смотрите на наличие примеров именно под вашу задачу. Насколько хорошо заполнен профиль, как давно человек работает, отзывы. Ну и то, как он преподносит свои работы, как реагирует на ваши письма.
Правда, сам я обычно через каталог исполнителей не ищу (в отличие от моих заказчиков). Создаю проект и смотрю, как человек отвечает. Помимо сказанного выше, важно, чтобы человек был адекватен: поздоровался, ответил на ваши вопросы, написал, как именно он решит вашу задачу.
Конечно, это тоже не абсолют, но 90% кандидатов обычно отсеивается J. К сожалению, большинство фрилансеров не умеют общаться с заказчиками или, что хуже, в разной степени безалаберны.
(Я делал заказы в разных направлениях, и в текстах увидел такую же картину).
На биржах контента, видимо, сложнее, — но общий принцип, думаю, вы поняли.
— И еще вопрос хороший. Какая информационная ниша самая выгодная и какая наименее выгодная для копирайтеров? Мои личные наблюдения: низ — кулинария, поделки, верх — автомобильная тематика. Вот интересно, так ли это на самом деле?
Тут зависит от того, насколько тема монетизируется для самого заказчика.
Но я обычно смотрю с другой стороны: выгоднее обычно более узкие темы, в которых меньше авторов-профессионалов, но которые востребованы у заказчиков. То есть, те, в которых нет переизбытка предложения, но нужны качественные статьи. Понято, что если тема проста и в нее все лезут, то и цены будут ниже.
Нишевые авторы могут добиться в них успеха. В свое время я преуспел как строительный веб-райтер. Мои коллеги — на темы Форекса и юридическую. Наши ученики — на темы медицины и соблазнения.
Что же касается именно продающих текстов, то там выгодность зависит не от темы, а от того, насколько прибылен бизнес заказчика. Чаще это заказчики из мегаполисов.
— Стоит ли райтеру браться за незнакомую тему? Если да, то что нужно делать, чтобы не попасть впросак? (изучать сайты в топе по тематике и т.п.). Может, есть какие-то фишки, позволяющие за пару часов хотя бы очень поверхностно овладеть предметом?
Опять же, смотря насколько тема сложна.
Я вообще сторонник нишевания. Вы разбираетесь в широкой теме и решаете разные задачи в ее подтемах. А также на смежные.
Например, строительство — это строительное производство, ремонт, стройматериалы. Смежные темы — сантехника, освещение, дизайн интерьера и т.п.
— Кем быть перспективнее — райтером «обо всём» (например, вся «женская» тематика) или узконишевым (только фитнес)? В чем преимущества и недостатки этих вариантов позиционирования? Особенно интересно в долгосрочной перспективе.
«Обо всём» — это когда и все женские, и все мужские, и все детские J. Как делает большинство веб-райтеров, особенно новичков.
«Вся женская тематика» — это уже нишевание, только довольно широкое. А выбирать желательно, балансируя между узостью ниши (возможность занять ее) и ее широтой (наличие заказчиков и заказов).
То есть, фитнес может быть сильно узкой темой. А может и не быть. Надо пробовать.
Выше я говорил насчет темы соблазнения (пикапа). Наш ученик в ней хорошо разбирается и не хотел писать ни о чём другом. И нашел себе достаточное число заказчиков, став первым пикап-автором!
Правда, всё равно хочет перейти в продающие. В них денег больше, как ни крути. И поэтому сейчас я готовлю новые курсы в основном по ним.
— Вы на сайте пишете: «вы тоже сможете повторить этот путь, если писать — это ваше. А я помогу вам в этом: дам недостающие знания и навыки».
А если увидите в процессе обучения, что у кого-то из его учеников, ну скажем так, маловато способностей стать «качественным райтером», он скажет ему об этом? К примеру, ученик искренне считает, что «писать — это его» и самозабвенно выдает тексты «на гора…». Но грамотность… Или слог… Что в такой ситуации делать? Учить, авось научится, и на его тексты найдется покупатель? Или сказать, что в мире есть другие интересные занятия?
Ну мы тоже не стоим в стороне J. Если грамотность на нуле — отправляем подтягивать. Если с компьютером на «вы» — аналогично. Если пишет про «незабываемые перевороты эмоций» — рекомендуем читать книги и изучать богатство языка.
Было у меня недавно, что автор пришел на базовый тренинг по веб-копирайтингу — «План работы над продающим текстом». Но ему это давалось очень тяжело.
Кое-как за месяц довели один текст, но я сказал: «пробуйте для начала со статьями лучше. Рано вам в продающие».
Интервью с инженером убеждений Сергеем Трубадуром провела Aqvamarin при поддержке форума «Веб-леди».